ие Интернетом (а он многим заменяет телевизор), во-вторых, не будем отвлекаться на ненужное общение (а нужное и ненужное общение очень хорошо проверяется именно по отношению к посту), то это поможет нам и в пост не расслабляться и придти как-то более здраво к окончанию поста, и встретить Пасху более празднично, и получить для всей нашей жизни от поста пользу. Аминь.

Проповеди за 2007 год
Остальные проповеди
На главную страницу

 

Минимальные расценки на нтв плюс ci модуль подключение челябинск на долгие годы.
Hosted by uCoz
2418 91066645 2418 91097705 Православие — это учение Бога о Самом Себе. Святитель Григорий Палама как критерий Православия. Слово о. Григория (Лурье) во 2-ю Неделю Великого поста. 23.03.2003

Православие — это учение Бога о Самом Себе.
Святитель Григорий Палама как критерий Православия.
Слово в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы

10/23.03.2003

Св. Григорий - символ Православия; мимо его писаний невозможно войти в православное богословие, и они остаются по-прежнему актуальны для понимания православия и опровержения ересей. Учение св. Григория о сущности и энергии Божией. Православие - это учение Бога о Самом Себе, изложенное через людей, которые стали Богом. Святые видели, где есть благодать Божия, а где нет, и именно исходя из этого, а не просто из каких-то теоретических посылок, происходит окончательный суд Церкви над отпавшими от нее сообществами. Отношение к учению св. Григория - критерий для определения православности любого богословского учения. Ужасное состояние богословия в России до революции; "Настольная книга священнослужителя" и синодальное Постановление 1913 года. Современная мода на паламизм у экуменистов и других еретиков; ложность их построений выводится из того, что они "не замечают" того, что святые (в т. ч. св. Григорий) отрицали наличие благодати у еретиков, и не верят, что святые имели абсолютное знание о Боге и Церкви.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы завершили вторую седмицу Великого поста, и сегодняшнее Воскресенье - это день, когда Церковь совершает главный праздник, помимо существующего дня памяти, святого Григория Паламы - такого святого отца, который, можно сказать, стал в теперь уже прошлом тысячелетии и продолжает быть в новом символом Православия. В службе о нем говорится, что он - печать святых отцов, и его писания и учение - это печать святоотеческого учения. Печать - это значит завершение, как бы то, чем все венчается. И можно сказать, что хотя слова эти были сказаны о святом Григории в XIV веке, в 1368 году, когда была составлена служба, которую мы служили вчера и сегодня, но они полностью сохраняют свое значение и до нашего времени. Потому что те положения церковного учения, которые отстаивал святой Григорий Палама против современных ему еретиков и которые особенно выделены в его писаниях, - они очень важны для понимания Православия сейчас, вообще для понимания, что такое Православие, и для понимания всей остальной православной догматики. Это как бы дверь, мимо которой можно попытаться войти через окно, но так входят, как известно, только "татие", т.е. воры. Мимо святого Григория Паламы совершенно невозможно войти в православное богословие для современного человека, для которого Православие окружено именно теми лжеучениями, которыми оно окружено в современном мире - и древними восточными ересями, и западной ересью католицизма, и, что еще более важно, просто духом скептицизма, безбожия и рационализма. Этот дух проявляет себя по-разному, но всегда воюет на Церковь Божию, как это было и во времена святого Григория Паламы, и в более ранние века.

Самое главное положение, которое приходилось защищать святому Григорию от тогдашних еретиков, если очень кратко, может быть сформулировано так: в Боге различаются неприступная сущность Божия и Божественные действия или по-гречески (он писал на греческом языке) энергии ("энергии" - это значит "действия"), которые суть Сам Бог, они нетварные, и ими Бог причаствуется, т.е. делается доступным Своей твари. Именно благодаря этим энергиям Божиим мы обоживаемся, и благодаря этому святые видят Бога как Свет - тот самый Свет, который воссиял на Фаворе, нетварный. И когда мы видим, что на каких-нибудь, можно прямо сказать, неправославных иконах нарисовано Преображение (не буду говорить "написано", потому что это просто нарисовано художником) так, что фигуры, освещаемые этим Светом, отбрасывают тень, - то эти иконы прямо еретические, и молиться перед ними нельзя, потому что нетварный Свет, Который "просвещает всякаго человека, грядущаго в мир", не может отбрасывать никакой тени.

А в чем тут важность для каждого из нас? Для каждого из нас это дает понимание цели нашей христианской жизни - стяжать Духа Святого, стяжать благодать Божию, о чем среди русских святых так ясно сказал в начале XIX века преподобный Серафим Саровский. А еще важно не забывать, что это дает нам понимание того, что такое Православие и что такое неправославие. Все положения нашей православной веры сформулированы не такими людьми, которые просто были умнее и начитаннее других, а также и не какими-то автоматами, которые под Божию диктовку писали, сами не понимая, что. Они сформулированы людьми, но такими людьми, которые стали Богом по благодати, т.е. стяжали то знание Бога, которое Бог имеет Сам о Себе. И хотя, как сказано в Священном Писании, Бога "никто нигде не видел и видеть не может", однако Самому Себе, как объясняет святитель Григорий Палама, Он виден, и потому тем, кто стал Богом, Он тоже виден. И потому православное церковное учение - это именно учение Бога о Самом Себе, хотя и рассказанное через людей. Но почему оно может быть рассказано через людей? - Потому что Бог Сам стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, и чтобы, став Богом, человек мог рассказать о Боге. Вот что такое православное учение. И потому оно не является какой-то, пусть самой лучшей, но относительной истиной, каким-то лишь приближением к абсолютному знанию, но оно является самой абсолютной истиной, хотя формы ее выражения и изменялись сообразно месту и времени и будут изменяться и дальше. Но в каждой эпохе Бог через Своих святых вещает истину, вещает ее именно тем способом, каким Сам ее знает, - т.е. Своими нетварными Божественными Энергиями. И из этого же следует и другое: когда святые отцы своим совокупным мнением объявляют то или иное сообщество еретическим или раскольническим, отпавшим от Церкви и лишенным благодати Божией, то они это делают не просто на основании каких-то соображений, хотя бы и выводимых из верных посылок (как вот мы можем провести канонический и догматический анализ ситуации и придти к определенным выводам); это все хорошо, это дает некоторое приближение к истине, может быть, хорошее и почти точное приближение; но абсолютно точный ответ, который является окончательным голосом Церкви, дается не на основании этого (хотя и не вопреки этому), а на основании того, что святые отцы могут видеть, где есть Дух Святой, а где Его нет; и если в каком-то сообществе Его нет, то они так и говорят. Собственно, именно поэтому в XI-XII веках стало ясно, что в Западном мире не осталось Церкви Христовой, что все отпали, а в ХХ веке точно так же стало ясно, что в экуменических сообществах постепенно (не будем называть никакой даты, потому что такой даты назвать и нельзя) все отпали от Церкви Христовой, и хотя там есть церковные организации, но Церкви Христовой, которая есть Тело Христово, освящаемое благодатью Божией, Церкви, в которую мы веруем и исповедуем это в Символе веры, - там нет.

И вот, понимая, что святой Григорий Палама это печать святых отцов, мы должны использовать этот критерий для всякого богословского учения, которое предлагается нашему вниманию. Не надо думать, что если мы люди простые и богословских трактатов не читаем, то нашему вниманию не предлагается никакого богословского учения. Оно предлагается всегда. Вот хотя бы даже в тех церковных брошюрках, которые мы иногда все-таки почитываем, а тем более в каких-то других церковных книгах, которые мы читаем, всегда содержится какое-то богословское учение, и надо смотреть, какое оно - православное оно, или кривославное, или не совсем православное, т.е. с ошибками; и важнейшим критерием для такого рассмотрения является именно отношение к учению святого Григория Паламы.

В частности, можно сказать вот что. Если какое-то православное произведение, написанное позже второй половины XIV века, говорит о догматах, но совсем никак не упоминает о святом Григории Паламе, то в самом лучшем случае оно не говорит о православной догматике чего-то самого важного. Например, это относится ко всяким катехизисам вроде составленного митрополитом Филаретом (Дроздовым), по которым преподавали Православие до революции; и хорошо еще, если там не написано какой-нибудь ереси; в любом случае таким книгам всецело доверять ни в коем случае нельзя. К великому сожалению, почти вся богословская продукция (назовем ее так), которая издавалась до революции, была именно такова, потому что и само богословское образование, в том числе высшее, в Духовных академиях, было просто ужасным, и недаром выпускник одной из Духовных академ