2418 91068162 2418 91097705 Слово о. Григория (Лурье) на Преображение Господне. 19.08.2002

Слово на Преображение Господне

(6/19.08.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем один из главных церковных праздников, какие только есть, — праздник Преображения Господня. И в Евангелии мы и сегодня, и вчера на Всенощном бдении слышали, какое событие, происшедшее со Спасителем, празднуется; и сегодня мы слышали объяснение этому у святого Григория Паламы, который много пострадал за исповедание именно православного понимания смысла того, что произошло во время празднуемого сегодня события. Что же это такое?

Самое главное, что мы должны понять и усвоить, самое меньшее, но самое главное, — это то, что свет, которым Господь просиял на Фаворе, является светом нетварным. А что может быть нетварным? Только Творец, т.е. только Бог. Другими словами, свет, которым Господь осиял Свое тело на Фаворе, — это и есть Сам Бог. Бог на Фаворе показал Себя, Христос показал через преображение, что Он — Бог, Он показал это ученикам, как об этом говорится в кондаке сегодняшнего праздника: «да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», — чтобы тогда, когда они увидят Его распятым, т.е. в таком виде, в каком Богу быть совсем не положено, они поняли бы, что Он страдает добровольно, что Он все равно — Бог. Хотя мы знаем, что все-таки их вера пошатнулась, но зато потом она утвердилась, и конечно, Преображение помогло в ее утверждении. Вот поэтому Он незадолго до Своего страдания открыл ученикам Свое Божество.

И Он их так изменил, что они смогли увидеть этот свет. Ведь о Боге говорит Евангелист Иоанн в своем Послании, что «Бога никтоже виде нигдеже», — т.е. Бога никто видеть не может. Но дальше он продолжает: «Единородный Сын, сый в лоне Отчем, Той исповеда», — т.е. Он показал Бога. Но как Он Его показал, Евангелист здесь не объясняет. Как Он мог показать Бога, если Бога никто видеть не может? Да, действительно, факт такой был на Фаворе: Бог показал Себя. Но как это могло быть даже и на Фаворе, если Бога никто видеть не может? И вот, святой Григорий Палама объясняет (вот, у нас там его икона лежит; это святой XIV века, один из самых великих отцов Церкви), что Бог невидим никакой твари, Он невидим и человеку. Но Он ведь не невидим Самому Себе. Самому Себе Он виден. И поэтому, когда Он изменяет людей так, что они тоже становятся по благодати Богом и обоживаются, тогда они получают ту способность, которую имеет Бог, — т.е. видеть Самого Себя. Поэтому Фаворский свет — это именно Бог; и Господь так изменил этих троих учеников (правда, пока только ненадолго), что они смогли видеть Бога; а впоследствии, уже после распятия, Воскресения и Пятидесятницы они станут уже по-настоящему христианами, станут святыми Апостолами, и тогда они будут видеть Бога уже не снаружи, как это объясняет Григорий Палама, как было на Фаворе (там их осиял свет снаружи), а изнутри. И подобно же этому просияло лицо Моисея на Синае. Вчера мы читали паремии — чтения из Ветхого Завета — о разных событиях с Моисеем и Илией, которые прообразовали нынешний праздник, потому что они все касались Боговидения. И особенно Моисею (Библия это описывает) Боговидение было именно как видение Света. Это вот самое главное, что мы должны знать: что Бог невидим никакой твари, но Он виден Сам Себе, и когда Он людей изменяет особым образом, так что они приобщаются Его свойствам, тогда люди тоже начинают Его видеть. Это и есть настоящая норма христианской жизни, к которой призваны абсолютно все христиане (а в Ветхом Завете к этому были призваны не все, а только избранные).

Но, конечно, этим не ограничивается смысл сегодняшнего праздника. Много было других событий в этом преображении Господнем, смысл которых ведет нас гораздо глубже. И недаром Господь предупредил еще за шесть дней до Преображения (или, по другому счету, за восемь дней, если считать день, когда были сказаны эти слова, и сам день Преображения), что ученики увидят не просто свет, — Он сказал не так, — а что увидят «Царствие Небесное, пришедшее в силе». Т.е. действительно, Господь показал не просто свет, а само Царствие Небесное. А что такой Царствие Небесное? В Апокалипсисе говорится, что Царствие Небесное — это «скиния Бога с человеками». Скиния — это тот переносной храм, тот шатер, который был сделан по повелению Божию через Моисея у иудеев в пустыни, а потом стал главной частью Иерусалимского Храма, Святым Святых. И вот, Царство Небесное — это одна сплошная скиния, это новый Иерусалим, в котором, как говорится в Апокалипсисе, нет никакого отдельного храма, потому что он весь является храмом. А точнее, он является, как сказано в Апокалипсисе, этой самой скинией Бога с человеками.

И вот, эту скинию, как Свое Тело и как облако, явил Господь в Преображении. Потому что когда говорится в Библии, в Ветхом и в Новом Завете, об облаке, то всегда надо тоже подразумевать Фаворский свет. Ведь недаром то облако, которое было перед станом и над станом Израильским при переходе через Чермное море и потом при странствовании в пустыне, днем было, как облако, а ночью было, как свет. Здесь свет и мрак — это одно и то же, потому что святой Дионисий Ареопагит говорит: «Божественный свет — это неприступный мрак, в котором благоволит Бог жить». Его можно назвать мраком, потому что он невидим никакими смертными очами. И в то же время его можно назвать светом, потому что «Бог есть свет, и тьмы в Нем несть ни единыя», как говорит Евангелист Иоанн. И поэтому и свет Фаворский, и облак — это одно и то же. И Господь это показывает на Своем Собственном Теле. Почему одежды Его стали белы? Потому что белые одежды — это одежды первосвященника в скинии или в храме, и Господь тем самым показал Себя как Первосвященника в этом небесном храме, небесной скинии. И именно это постоянное священнослужение в небесном храме — и есть то, что будет для всех, кто туда попадет, Царствием Небесным.

И рядом с Ним оказываются Моисей и Илия — те два праведника Ветхого Завета, от которых не осталось могил: про Илию повествуется в Библии, что огненная колесница взяла его на небо; а смерть Моисея перед самым входом в землю обетованную, куда он сам не вошел, тоже описывается довольно туманно, так, что ясно, что ни могилы, ни костей его не осталось. А предания, которые существовали в Ветхозаветной Церкви, говорили о том, что его похоронили Ангелы. И в Апокалипсисе мы видим, что, как говорит Господь, придут «два свидетеля», которые будут свидетельствовать о Мессии и через три с половиной года будут убиты Антихристом. Одним из этих свидетелей будет Илия. И недаром, когда пришел Иоанн Креститель, а потом Сам Господь, многие думали, что это Илия, а Господь про Иоанна Крестителя прямо сказал, что это Илия пришел. А вторым свидетелем одними святыми отцами называется Енох, который тоже был взят на небо, а другими отцами называется Моисей — не в последнюю очередь потому, что Моисей явился во время Преображения.

То, что Господь явил в Преображении, — это и есть не просто Бог, не просто нетварный свет, а действительно Царство Небесное, как Он и сказал заранее. А Царство Небесное — это небесная скиния, в которой Господь первосвященник. А небесная скиния — вот, это самое главное, что нужно запомнить, — это есть Тело Христово. Поэтому именно Свое Тело Он явил как просиявшую скинию. Потому что мы знаем, что Царство Небесное — это и есть та самая Церковь, которая уже здесь, через Евхаристию, создана на земле. Потому что у Христа только одно Тело. И причащаясь Тела Христова в Евхаристии, на литургии, мы все становимся Церковью. И вот это уже и есть Царствие Небесное, потому что какого-то другого Тела у Христа никогда не будет и быть, конечно, не может. Он только один раз воплотился, и этого достаточно; Он не развоплощался и развоплощаться не будет. И поэтому в другом месте, посылая учеников на проповедь, Господь говорит: «кто отвергнется вашей проповеди, тот уже осужден», — потому что, отвергаясь проповеди Церкви в земной жизни, люди отвергаются уже прямо самого Ц