спитать в человеке, поскольку мы заняты в такой серьезной области, как образование. И в этом мы созвучны в какой-то мере с о. Григорием. Насколько я знаю, о. Григорий, постоянно общаясь с молодежью и думая о будущем качественном пополнении нашей с Вами Церкви, ведет просветительскую работу всеми возможными способами и средствами, и Интернет ему в этом деле, конечно, большой помощник. Мне, как учителю, хорошо известно, как непросто сегодня завоевать доверие у современного молодого поколения, найти эти точки соприкосновения, расположить к себе опустошенные бездуховностью человеческие души. Делая все возможное на этом поприще и не всегда получая желаемый результат, от чего ведь никто не застрахован, о. Григорий, я уверена, честно и умело выполняет миссию учителя и наставника, поэтому не будем так сурово его обвинять в каких-то недочетах и просчетах. Это действительно очень трудное дело, поэтому не все так гладко и идеально получается при всем нашем желании и видении со стороны. Можно быть в стороне, ничего не пытаться делать, а только наблюдать, как другой стремиться что-то полезное сделать, порой рискуя своею репутацией. Нам легко критиковать, обвинять, ставить на вид и даже в какой-то мере мешать - это мы все можем сполна. Я считаю, что на какие-то второстепенные вещи можно и нужно закрывать наши судейские глаза. Когда обвиняют человека, я всегда стараюсь поставить себе на это место, т. е. побыть в "его шкуре" и тогда более точно становится понятным и положительное, и отрицательное в его действиях, но твердо знаю, что судить будет Господь, а не я.

Сегодня мне 45, но придя в 2000 году к о. Григорию (из МП), ничего толком не понимая ни в теоретическом, ни в практическом смысле Православия, не зная о настоящем вероучении и тем более о том, что есть бесценные книги - опыт Святых Отцов Церкви, тот компас, который ведет всех желающих ко спасению. Хотя тогда мне казалось, что я многое знаю о вере, т. к. читала о ней различные книги (напр.: Антония Сурожского), даже поучилась на курсах для учителей при С.-Петербургской епархии, участвовала с мужем постоянно в паломнических поездках. И вот попав в Елисаветинский храм, могу откровенно признаться всем и Вам в частности Владыка, что этот "еретик", как теперь его некоторые подразумевают (т. е. о. Григорий) перевернул все мое поверхностное понимание Православия и благодаря его проповедническому слову, оно стоит теперь на твердом и правильном пути. За это я ему очень и очень признательна - думаю не только я одна, хотя говорю это сейчас лично от своего имени.

Далее коснусь Интернета. Лично я его использую как один из источников информации, полезной в той или иной области знаний для меня, в основном, конечно, касаясь богословский вопросов, споров и рассуждений; кроме этого постоянно читаю святоотеческую литературу. Считаю, что в современном мире, как и в первые века христианства, христианин обязан быть грамотным, трезвенно мыслить и анализировать различные ситуации, которые нам преподносит жизнь с ее борьбой за истину (как и в данном случае с о. Григорием).

Вопрос об Имяславии (и Имябожии), поскольку он до сих пор окончательно не решен на сегодняшний день, меня интересовал уже наверное года два. Но я его подробное изучение как-то все отодвигала, считала, что мне еще рановато лезть в такие тонкости богословия. И только весной этого года (и как же вовремя!) я изучила связанные с этой проблемой материалы, которые мне оказались доступными, а именно: упомянутую Вашим Высокопреосвященством книгу "Апология веры во имя Божие" о. Антония Булатовича, кроме того "На горах Кавказа" схим. Иллариона и "Имяславие" протоиер. Константина Борщ. Эти книги официально изданы, не запрещены и востребованы читателями. А при помощи Интернета, где есть много сайтов и библиотек с нужной богословской литературой, задача найти необходимую для читателя книгу упрощается, и в этом я вижу только большой плюс. Ведь не все и не везде можно купить и достать даже сегодня.

Насколько я понимаю поднятый Вами вопрос на эту тему, касательно о. Григория считаю так, что о. Григория никто не может (вернее не вправе) заставить или обязать отвечать за публикации на чьих-то Интернет-сайтах. И тем более ставить ему в вину публикацию сочинений о. Антония на "Портале Кредо.ру", с моей точки зрения, несправедливо.

У меня до сих пор не "укладывается в голове", как можно, не разобравшись толком в данной ситуации, обвинять человека в том, в чем он не принимал участия, а именно, как это ни странно звучит из уст обвинителей, в распространении ереси "имябожия" в Интернете. Это значит, дорогой Владыка, что мой учитель и наставник которому все эти годы я искренне доверяла и все мои члены семью тоже (муж, и взрослые уже дочь и сын), оказывается вдруг врагом нашей истинной Церкви. Это ли не абсурд? Могу заверить, что никакая клевета в его адрес не уничтожит, а только укрепит мое доверие к этому человеку. Мои сегодняшние убеждения и знания по этой проблеме (Имябожия) доказывают только одно, что о. Григорий никакой не еретик. Тем более никто из обвинителей не сформулировал саму ересь и не объяснил, в чем же конкретно она заключается. А ведь еще св. Иоанн Кронштадткий утверждал, что Имя Божие есть Сам Бог; об этом что же, никто на Синоде не вспомнил? Как так может быть? Или наш церковный корабль начинает штормить? Я что-то не понимаю теперь: если наша истинная РПАЦ придерживается мнения, что "имяборцы" были правы, а "имяславцы" нет, то такая "истина" точно не для меня и моей семьи. Я знаю твердо, что настоящая истина всегда одна, и она в Имени Божием, иначе зачем заниматься Иисусовой молитвой (все нам), она превращается в пустое, ненужное занятие, в содрогание воздуха и не более того. А ведь огромное число святых (и в России тоже, напр., исихаст Нил Сорский) стали таковыми именно благодаря умному деланию. Да мне ли простой школьной учительнице напоминать об этом Вам, Владыка. Но я все равно осмеливаюсь дерзнуть, т. к. есть во мне одна особенность, которая многим не нравиться (как, впрочем, и у о.Григория) - ревностное отношение к правде и истине. Я люблю справедливость. Ведь за нее пострадать - великое счастье сегодня, в этом можно только позавидовать о. Григорию.

А вот где же теперь мне и моей семье причащаться, когда наша Церковь в этом смысле поступает неканонично? - вот вопрос. И кто мне на него сможет ответить?

С уважение