438632578438632642438632674438632690438632770
15:11
tpm01
13 марта 2014 состоится открытая олимпиада по сопротивлению материалов :up:
Приглашаются студенты 2-го и 3-го курсов. book
19:04
Waterloo
bye
438633138438633170 class="small" align="center">
Рис.7. Расположение гребцов на восстановленной триреме. Слева – фронтальное сечение, справа – вид сбоку. Для размещения гребцов в три яруса корпус должен иметь достаточный развал. Для уключин верхнего ряда весел сделаны выносные кронштейны, отстоящие от борта на 0,6 м. Гребцы нижнего ряда сидят дальше от борта, чем гребцы верхнего ряда. Все сиденья наклонены к борту на несколько градусов.

По сравнению с техникой кораблестроения, когда сначала возводили остов, описанный выше, способ позволял делать обшивку более тонкой, поскольку он обеспечивал большую прочность. Да и сам корабль мог быть не столь массивным, так как в этом случае ребра были предназначены лишь для придания жесткости корпусу с учетом местной и общей деформации. Ребра можно было постепенно, по мере готовности корпуса, вставлять в него, обычно тремя несоединенными между собой ярусами. В данном случае они уже не нужны были для стягивания досок, как это имеет место в современных, хотя и более экономичных, но менее элегантных по замыслу конструкциях. Трирема могла вмешать 170 гребцов, поскольку внутри ее не было больших продольных и поперечных брусьев.

Рассмотренный метод строительства был также обусловлен необходимостью получения достаточно легкого и компактного (с небольшим водоизмещением) корпуса, который при полной нагрузке корабля мог устойчиво держаться на заданной ватерлинии. Поперечное сечение корпусов древних кораблей имело форму сечения бокала, обеспечивающую надежное крепление штифтами тех шипов, которые соединяли киль с доской шпунтового пояса (рядом с килем), а также получение жесткой при изгибе балки по центру корабельного днища. Кроме того, при данной форме корпуса его площадь под ватерлинией была небольшой, за счет чего водоизмещение корабля уменьшалось примерно до 40 т, что весьма немного, если учесть, что его длина на уровне ватерлинии была более 30 м. У современного корпуса с плоским днищем и прочной скуловой частью, но при той же осадке и ширине, объем погруженной части был бы значительно больше, и водоизмещение корабля увеличилось бы, по меньшей мере, до 70 т.

В процессе работ по восстановлению корабля мы обнаружили, что форма сечения корпуса и способ его строительства были обусловлены и рядом других требований. Применяемая система стыков и штифтов была необходима для обеспечения сопротивления сдвигающим нагрузкам, возникающим из-за неравномерного распределения массы и плавучести по длине относительно узкого и протяженного корпуса. Тяжелый киль и прилегающие к нему доски, образующие перегиб в контуре поперечного сечения, обеспечивали необходимую осадку корпуса и достаточную его прочность на изгиб в продольном направлении. Кроме того, корпус в сечении на уровне ватерлинии был довольно широким, одновременно сохраняя низкий объем водоизмещения, что обеспечивало кораблю хорошую остойчивость. Удлиненный киль ниже основной части днища обеспечивал сопротивление дрейфу и за счет этого корабль уверенно маневрировал под парусами. В то же время такое сечение корпуса позволяло довольно свободно размешать гребцов, каждый ряд которых располагался ближе к борту и сидел выше по сравнению с нижним рядом. И, наконец, применяемая форма корпуса облегчала очистку, ремонт и обновление покрытия днища с его наружной стороны, когда корабль был на стапелях или на суше.

Материал предоставлен сайтом
"X Legio. Боевая техника древности".

<<<назад

Hosted by uCoz