аются до сроку в статье, а после того тот, по
ком ручалися в статье, умрет до сроку, и до порутчиков его по такой поручной
записи дела нет потому, что они ручалися по нем в статье, а не в долгах.
206. А будет кто у кого возмет денег в займы, или чего нибудь для торговли, и
тот долг истеряет своим безумием, пропьет, или проворует каким нибудь обычаем, а
сыщется про то допряма, а окупитися ему будет нечем, и его отдати исцу головою
до искупу же.
207. А будет кто кому учинит какое насильство, или бой или раны, или какие
нибудь убытки и обиды, и будут на него в том челобитчики, и с суда про то его на
насильство сыщется допряма, а он в том в и(ы)ску не розделався умрет, а после
его останутся вотчины или животы, а в тех его вотчинах и животах будут жена его
и дети, и исцом велеть иск их доправити того умершаго на жене и на детех.
208. А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе
из своего хлеба, или с некошеных лугов чьи лошади, или иную какую животину: и
ему про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та животина, чтобы он,
пришед с сторонними людьми, досмотрил потравленого его хлеба, или лугов. Да
будет тот человек, чья та животина, пришед к нему с сторонними людьми,
потравленого его хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленой хлеб или
траву ему заплатит, и ему ту животину, которую он ис того своего хлеба, или с
лугов загонит, отдать тому, чья та животина, все вцеле. А будет тот, чья та
животина, на досмотр потравленого хлеба или лугов не пойдет, и ему животину его
держати у себя, а на него в потравленом хлебе и в лугах бити челом государю и
искати судом. Да будет с суда про то сыщется допряма, что его хлеб, или луги
потравлены тою животиною, которую животину он к себе загнал, и на том, чья та
животина, велети ему тот потравленой его хлеб и луги, сметя по сыску, доправити
сполна; да ему же велеть на том, чья та животина, доправити той животины прокорм
сметя же, да на том же виноватом велети за его насильство доправити с суднаго
дела государевы пошлины вдвое.
209. А будет кто чюжую животину загнав к себе на двор из своего хлеба, или с
лугов учнет держати в запоре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на
него челобитчики и с суда про то сыщется допряма, и за ту животину, которую он
уморит, велеть на нем доправити цену по указной цене, и отдати исцу. А будет у
исца ту лошадь, или иную какую животину напередь того кто торговал, и давал
денег больши того, а сыщется про то допряма же, и ему за ту умершую лошадь, или
за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену, что купцы
давали.
210. А будет кто чье стадо конское или иные животины с своея, или с чюжия земли
взгонит к себе на двор насильством безвинно, и в том на него будут челобитчики,
и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что он то стадо загнал к себе на
двор напрасно, и ему то конское стадо, или иные животины велеть отдати исцу все
в целе. А будет он которую животину уморит голодом, или убьет, и на нем за ту
животину велеть доправити указную цену вдвое, и отдати исцу против того же, как
о том писано выше сего. Да на нем же велеть за его насильство доправити с
суднаго дела государевы пошлины вдвое.
211. А будет кто похочет чюжею землею завладети насильством, и для того ту чюжую
землю хлебом посеет, и учнет ту землю называти своею землею и в том на него
будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, что он ту чюжую землю хлебом
посеял насильством для того, чтобы ему тою землею завладети, и тот весь хлеб,
сколько на той земле будет посеяно, отдати тому, чья земля. А будет он тот хлеб
за челобитьем на той чюжой земле погноит, или животиною потравит, или пожав к
себе свезет, и на нем велети тот хлеб за насильство сметя доправити вдвое, и
доправя отдат исцу, да на нем же велети за то же его насильство доправити с
суднаго дела государевы пошлины вдвое.
212. А будет кто посеет хлеб на своей земле, а иной учнет у него в тот его хлеб
и в землю въступатися напрасно, и с суда про то сыщется допряма, и на таком исце
за ложное челобитье велеть с судного дела государевы пошлины доправити по тому
же въдвое.
213. А будет кто у кого и насильством землю хлебом посеет, и ему земли искати
судом, а собою не управливатися, и хлеба с поля без указу не свозити, и
животиною не толочити и не травити.
214. А будет у кого нибудь в вотчинных или в поместных угодьях будут бобровые
гоны, а с и(ы)ными вотчинами и с поместными угодьи те бобровые гоны будут смежны,
и тех смежных угодей помещиком и вотчинником ис тех бобровых гонов бобров
отгонять не велети ни которыми делы. А будет те смежные помещики, или вотчинники
сами, или люди и крестьяне их ис чьих угодей бобры чем отпужают, или бобры
насильством побьют, или покрадут, и в том на них будут челобитчики, и с суда
сыщется про то допряма, и на них велети исцом за те бобры доправити денги по
указной цене. А будет бобры ис чьего угодья выдут в и(ы)ное чье угодье, и учнут
водится в новом месте, а старое гнездо покинут: и тем бобровым угодьям владети
тому, в чьем угодье учнут они внове водится, а прежняго угодья помещику или
вотчиннику до того нового бобрового гнезда дела нет.
Продолжение главы
X
Даты: 17 в.
Источник: Хрестоматия по истории
СССР. Т.1, М., 1940, сс.380-385
Опубликовано в INTERNET: 2007, январь
История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница