0 251354 Политическая система

Лекция 21. Россия в 1960-х - середине 1980-х годов

[/ce
nter]

доц. Мартющов Л.Н.

Вторая половина  XIX - XX вв.
Курс лекций . Ч. I1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург,  1995


2. Политическая система

   В начале 60-х гг. политическое развитие страны носило весьма сложный и противоречивый характер. Программа КПСС, принятая в 1961 г. и провозгласившая построение к 1980 г. основ коммунистического общества, содержала ряд положений, направленных на демократизацию общества. Провозглашалось, в частности, превращение диктатуры пролетариата в общенародное государство. Пути дальнейшего развития общества определялись как возрастание роли общественных организаций и передача им функции государственных органов. На практике же последовательно проводилось в жизнь лишь положение о "возрастании руководящей роли КПСС" как "ядра политической системы", "руководящей и направляющей силы советского общества". Все остальные общественные организации, а также Советы, профсоюзы, комсомол - рассматривались лишь как "приводные ремни" от партии к массам, инструменты по проведению в жизнь директив партийного аппарата. На руководящие должности в профсоюзах, комсомоле, общественных организациях назначались, как правило, партийные работники не столько по признаку профессиональной пригодности, сколько по признаку "номенклатуры".
   Партийные организации все более и более осуществляли непосредственное руководство народным хозяйством. При обкомах и горкомах партии были созданы отделы промышленности, строительства, транспорта. В ноябре 1962 г. для улучшения руководства партийные комитеты всех уровней были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. Это привело к неразберихе, путанице, росту бюрократического аппарата, усилению некомпетентного вмешательства партийных органов в решение производственных вопросов. Пришлось срочно вернуться к прежней структуре.
   К середине 60-х годов резко ухудшилась экономическая ситуация в стране. Недовольство Н. С. Хрущевым приняло крайние формы. Объединились противники демократических преобразований и те, кто был недоволен волюнтаристскими непродуманными методами проведения реформ, авторитарными тенденциями, начавшими проявляться в характере Хрущева. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС он был освобожден от обязанностей Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л. И. Брежнев, предсовмина стал А. Н. Косыгин.
   В марте-апреле 1966 г. состоялся XXIII съезд КПСС. Были внесены изменения в Устав партии. Из него было убрано положение об обязательном обновлении на 1/4 на каждых очередных выборах состава ЦК КПСС, на 1/3 обкомов, горкомов и райкомов партии, внесенное Хрущевым на XXII съезде. Убрано было и положение о том, что члены руководящих партийных органов не могут быть избраны более, чем на 3 срока (12 лет). Был восстановлен пост генерального секретаря ЦК, ликвидированный после смерти И. В. Сталина. На этот пост был избран Л. И. Брежнев. Эти решения съезда еще более укрепили роль партийной номенклатуры.
   В 70-е гг. неизменно проводился курс на "возрастание руководящей роли партии". Партийные организации получили право контроля деятельности администрации. Создалось положение, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице необходимо было иметь билет члена КПСС. 
   В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. - конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.
    В Конституции 1977 г. в особую главу была выделена проблема прав и свобод, права советских граждан были несколько расширены. Это объясняется тем, что в 1975 г. СССР подписал Хельсинкский заключительный акт, в котором значительное место занимала проблема прав человека. Ряд провозглашенных прав (право на жилище, на охрану здоровья) носили декларативный характер. Для их реализации, при достаточном принципе финансирования социальной сферы, просто не хватало средств.
    Высшими органами власти в стране провозглашались Советы народных депутатов. Существовала единая пирамида власти, начиная с сельского Совета и кончая Верховным Советом СССР. Фактически же важнейшие решения не ставились на обсуждение Верховного Совета. Он не утверждал бюджет, не контролировал деятельность правительства. На практике страной руководило Политбюро ЦК КПСС, которое и определяло судьбу страны.
    Сама практика Советов позволяла подобрать послушный состав депутатов. Хотя выборы были равные, тайные и прямые, но избирателям предлагалась одна кандидатура, а выдвигали кандидатуры партийные комитеты. В состав депутатов попадали все партийные и хозяйственные руководители, остальных депутатов партийные органы подбирали по разнарядке, отпущенной сверху с тем расчетом, чтобы были представлены все слои населения' (скажем, предприятие должно было выбрать в кандидаты мужчину, рабочего, русского в возрасте от 30 до 40 лет). Естественно, такой состав депутатов мог только единогласно одобрять решения партии и правительства.
   Сама КПСС состояла как бы из двух частей. Рядовые коммунисты (а к середине 80-х гг. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся также по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие, доступ интеллигенции был крайне затруднен. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал на ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась партийно-государственная номенклатура, ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.
   В середине 70-гг. в стране начал насаждаться культ Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. Часто внешние атрибуты величия (четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза, Ленинская премия по литературе, орден "Победы" и др.) совмещались с усиливающимися дряхлостью и прогрессирующим маразмом. В самых высших сферах насаждались протекционизм и кумовство. Сам Брежнев насаждал на высшие посты своих друзей и родственников (Предсовмина А. Н. Тихонов, секретарь ЦК КПСС К У. Черненко, министр внутренних дел Н. А. Щелоков, заместителями министров были сын и зять Брежнева). 'Такая же картина сложилась и в республиках - Грузии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии и др. - где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу.
   Процветали приписки, очковтирательство. В самых высших номенклатурных кругах распространилось взяточничество, коррупция. Номенклатура стремилась "приватизировать" государственную собственность. Во взяточничестве и хищении были изобличены ряд руководителей страны, союзных республик, обкомов, горкомов партии. Все это вело к крайнему падению престижа власти, к нарастанию в обществе апатии, алкоголизма, преступности.
   Обманутые надежды на демократизацию, реставрация сталинизма, кризис всей социально-экономической системы - все это вызвало к жизни движение т. н. диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой системы, в защиту прав человека. Первым правозащитником стал П. Г. Григоренко, боевой генерал, герой войны, профессор академии Генерального штаба. Еще в начале 60-х гг. он выступил с тезисом о том, что нельзя ограничиваться критикой только Сталина, надо понять УСЛОВИЯ, которые породили культ личности. Григоренко выступал в защиту историка А. Некрича, писателей Ю. Даниэля и А. Синявского, поддерживал требования крымских татар. Сначала он был объявлен психически невменяемым, уволен из армии и отправлен в психбольницу. В 1977 г. был выслан из страны и лишен советского
гражданства. ;
    Группа правозащитников, сформировавшаяся в течение 60-х гг., включала в себя В. Буковского, П. Литвинова, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинсбурга и др. Они выступали с позиций либерализма, в защиту прав человека. Ими были организованы демонстрации в защиту Даниэля и Синявского, демонстрация на площади Пушкина в защиту прав человека в 1965 г., демонстрация в поддержку движения крымских татар. С апреля 1968 г. стала нелегально издаваться "Хроника текущих событий", в которой освещался каждый факт произвола властей. Первым ее редактором была Н. Горбаневская. Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Если не могли найти статью для обвинения - помещали в психиатрические лечебницы. Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления.
   1. Марксистское (Р. А. Медведев, П. Григоренко) - считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско - ленинистских положений. Ставили задачу "очищения социализма".
   2. Либерально-демократическое (А. Д. Сахаров) - проповедовали принцип "конвергенции", сближения и последующего слияниях двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и социальных системах Запада и Востока. Человечество вступило на такой этап развития, когда на первый план выходят не классовые, национальные и другие групповые интересы, а интересы общечеловеческие. Ряд представителей этого направления (В. Буковский) полностью отвергли идеи социализма, считали режим западных стран моделью для СССР.
   3. Национал - патриотическое (А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич) - выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция совершенно чужды русскому народу, навязаны ему извне. Наиболее радикальные представители этого течения отвергали западничество вообще, считали наряду с коммунистами
противниками и либералов. Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г.
   Развернулось национальное движение и в республиках, особый размах оно приобрело в Прибалтике, на Украине, в Грузии. В качестве конечной задачи выдвигалось достижение государственной независимости.
   В 1968 г. В. Дремлюга, П. Литвинов, Л. Богораз, К. Бабицкий, Н. Горбаневская и В. Файнберг провели на Красной площади демонстрацию протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Участники демонстрации были приговорены к различным срокам заключения. Этот процесс получил большой международный резонанс, правозащитное движение получило мощную поддержку за границей.
   После чехословацких событий 1968 г. движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А. Д. Сахаров. Выдающийся ученый-физик, академик, один из создателей советской водородной бомбы выступил с целой программой правозащитной деятельности. В начале 1970 г. он, совместно с В. Турчиным и Р. Медведевым, направил открытое письмо руководителям государства, в котором говорилось о прямой взаимосвязи между уровнем демократизации общества и степенью его технико-экономического развития. В 1971 г. направил письма Л. И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А. Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих перед человечеством, возможно только объединенными усилиями всего человечества. В 1975 г. А. Д. Сахарову, как выдающемуся борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия Мира.
   С 1975 г. начался новый этап диссидентского движения, который можно назвать "хельсинкским". Участники его ставили задачу следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. В состав Московской группы вошли Ю. Орлов, Л. Алексеева, Е. Боннэр, П. Григоренко, А. Марченко. Такие же группы образовывались на Украине, в Литве, в Армении. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ. Около тысячи человек было арестовано. За протес