Рис. 1. Таран (совр. реконструкция триеры "Олимпия")
Греческие корабли VI-V вв. не имели специального бортового вооружения.
На них не устанавливались метательные машины, не применялись специальные штурмовые трапы и
прочие устройства, которые были введены в широкий обиход римлянами.
Основным оружием бирем и трирем являлся таран, основным тактическим
приемом – таранный удар. Поскольку корабельные корпуса в то время не имели водонепроницаемых переборок,
даже небольшой пробоины хватало, чтобы корабль быстро наполнился водой и затонул.
Вторым тактическим приемом был абордажный бой. Каждая триера во время боевых
действий несла на борту некоторое количество гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев,
стрелков из лука и пращников. Впрочем, количество их было весьма скромным. Например, во время
Саламинского сражения на борту каждой триеры находились 8 гоплитов и 4 стрелка из лука.
Рис. 2 и 3. Гоплиты (слева – спартанский, справа – афинский) и скифский лучник
Первым метательные машины на палубе корабля установил Дионисий, тиран
Сиракуз, в 399 г. Впоследствии, во время походов Александра Македонского и в эллинистический
период (кон. IV-II вв. до н.э.) использование метательных машин во флоте становится делом обычным и
доводится до совершенства римлянами.
В классический период (V в. до н.э.) флот составлял основу афинской
военной мощи и являлся важным компонентом вооруженных сил других городов и коалиций Эллады.
Военный флот Афин насчитывал до 400 триер. Военные корабли строились на
государственных верфях. Однако их оснащение, ремонт и наем гребцов производили за свой счет богатые
афиняне – поочередно. Они же, как правило, становились и триерархами – капитанами кораблей.
Практически, командование осуществлял, конечно, профессиональный моряк – келейст,
помощник триерарха. По окончании военного похода триеру возвращали для хранения на базу военного флота
в Пирее, а команду распускали.
В Пирее, в трех окруженных скалами и укреплениями заливах, располагались военные гавани, где
мог укрыться весь огромный военный флот Афин. Там же находились верфи и склады морского снаряжения. В
середине V в. от Пирея и прилежащего к нему торгового порта к Афинам протянули две "длинные стены"
(около 7 км каждая). Позже, при Перикле, построили еще одну стену так, что укрепления Пирея узким,
легко защитимым коридором были соединены со стенами города.
С развитием флота было связано появление новой категории афинских граждан – моряков. По своему
имущественному положению они были не очень богатыми людьми и вне морской службы не имели источников
постоянного дохода. В мирные периоды, когда спрос на квалифицированных моряков падал,
они занимались случайными заработками, мелочной торговлей, нанимались батраками к богатым
землевладельцам. "Списанные на берег" моряки населяли районы городской бедноты в Пирее и Афинах.
Вместе с тем, это были люди, от которых зависело военное могущество Афин. Они сознавали себя
не только полноправными гражданами, но и вершителями судеб афинского народа.
Интересно, что неквалифицированный рабочий зарабатывал примерно пол-драхмы в
день, а гребцы на кораблях и гоплиты во время военной кампании получали по 2 драхмы ежедневно. На эти деньги
можно было купить 40 кг зерна, четыре ведра маслин или 1-2 ведра (10-20 бутылок по нашим меркам!) дешевого
вина.. Баран стоил 5 драхм, то есть меньше трехдневного заработка гребца или гоплита. Хитон стоил 10
драхм, а наем небольшой комнаты в бедном квартале – 30 драхм. Таким образом, за месяц военной компании
простой гребец мог обеспечить себя провиантом на целый год.
К сожалению, о наименовании кораблей мы знаем совсем немногое. Известно,
что в Афинах имелось две триеры роскошной внешней отделки, которые назывались "Паралия" и
"Саламиния". Эти два корабля использовались для торжественных процессий и для отправки особо
важных посольств.
См. также поэму Эсхила "Персы".
Тактика
Поскольку, как уже говорилось, наиболее эффективным оружием греческих боевых кораблей являлся таран, а
вспомогательным, но также достаточно действенным средством вооруженной борьбы – абордажный
бой, тактика боевых действий на море может быть сведена к следующим императивам:
1. В первую очередь стремиться нанести удар на полной скорости в борт
неприятельского корабля и быстро дать задний ход. Особо успешен такой маневр будет в том случае,
если атакующий корабль по меньшей мере не уступает по размерам кораблю противника, а еще лучше –
превосходит его. В противном случае есть риск, что атакующему кораблю не хватит кинетической энергии, а
прочность его корпуса в носовой части окажется недостаточна. Атакующий (предположим,
пентеконтор) сам рискует стать жертвой нападения на крупный корабль (предположим, триеру),
поскольку получит повреждения большие, чем атакуемый, застрянет в обломках весел и, таким образом,
утратит ход, а его команда будет эффективно поражена различными метательными снарядами с высокого
борта неприятельского корабля.
2. Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля
возможности уклониться от удара, надо сломать ему весла. Для этого следует двигаться не под углом,
близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить
скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу
супостата. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего
корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут
переломаны, а весла атакующего – уцелеют. После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и
наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.
Подобный тактический маневр в греческом флоте назывался diekplus
("проплыв"). Тактическая ситуация, именовавшаяся periplus ("обход", "обплыв"),
складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от
друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно
подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию,
причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае
примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.
Рис. 4 . Diekplus (слева) и periplus (справа)
3. Наконец, следует стремиться к концентрации и массированию сил – особенно в том
случае, если противник располагает качественным преимуществом, скажем, в ситуации столкновения
унирем и бирем с триерами. Ясно, что корабли меньшей "ярусности" могут повысить свои шансы на победу
в первую очередь за счет массового применения приема diekplus в сочетании, например, с абордажной атакой, в
которой принимают участие по две-три униремы и биремы против каждой триеры.
Таким образом, как мы видим, справедливо утверждение Коннолли о том, что
исход боевых действий на море решался в первую очередь уровнем индивидуальной подготовки
экипажей – гребцов, кормчих, парусной команды – и морской пехоты (epibatai).
Однако, кое-что зависело и от эскадренных боевых порядков. На переходе флот
обычно следовал в строю кильватерной колонны за флагманом. Перестроение в строй фронта
производилось в предвидении столкновения с противником.
Рис. 5. Кильватерная колонна, строй фронта и двойной строй фронта
При этом корабли стремились выстроить не в один, а в два-три ряда со взаимным
смещением на полпозиции. Это делалось для того, чтобы, во-первых, затруднить противнику проведение
маневра diekplus (очевидно, что, даже сломав весла какому-либо из кораблей первого ряда и начав
описывать циркуляцию, неприятельский корабль неизбежно подставлял борт под таранный удар
кораблей второго ряда). И, во-вторых, чтобы воспрепятствовать выходу части вражеских кораблей в тыл
своего флота, что грозило созданием локального двух- и даже трехкратного численного перевеса
противника в схватках между отдельными кораблями и группами кораблей.
Наконец, существовало специальное круговое построение, отвечавшее глухой
обороне. Оно именовалось "еж" и применялось в тех случаях, когда требовалось защитить слабые
корабли с ценным грузом или уклониться от линейного сражения с численно превосходящим
противником.