Библиотека

Платон "Пир"


придать
ей
завершенность. Что Эрот
двойствен, это,
по-моему, очень верное наблюдение. Но наше искусство - искусство
врачевания
- показывает мне, что живет он не
только
в человеческой душе и не только в
ее стремлении к
прекрасным людям, но и
во многих других ее порывах,
да
и
вообще во
многом
другом на свете - в телах любых животных, в растениях, во
всем,
можно
сказать,
сущем,
ибо
он
бог
великий,
удивительный
и
всеобъемлющий,
причастный
ко
всем
делам людей
и
богов.
И
начну
я
с
врачевания, чтобы нам кстати и почтить это искусство.
Двойственный этот Эрот
заключен
в самой природе тела. Ведь здоровое и
больное
начала тела,
по общему признанию, различны и непохожи, а непохожее
стремится к
непохожему и
любит его. Следовательно, у здорового начала один
Эрот, у больного - другой. И если,
как только что сказал Павсаний, угождать
людям
достойным хорошо, а распутникам - плохо,
то и в самом
теле угождать
началу
хорошему
и
здоровому
-
в
чем
и
состоит врачебное искусство
-
прекрасно и необходимо, а началу плохому и больному - позорно, безобразно, и
нужно,
наоборот,
всячески
ему противодействовать,
если
ты
хочешь
быть
настоящим врачом. Ведь врачевание - это, по сути, наука о вожделениях тела к
наполнению и
к
опорожнению,
и кто умеет
различать среди
этих вожделений
прекрасные и дурные, тот сведущий врач,
а кто добивается перемены, стремясь
заменить в теле одно вожделение
другим, создавая нужное вожделение там, где
его
нет, но где оно
должно быть, и
удаляя оттуда
ненужное, тот - великий
знаток своего тела. Ведь тут требуется уменье установить дружбу между самыми
враждебными
в
теле
началами
и
внушить
им
взаимную
любовь.
Самые
же
враждебные
начала
- это
начала
совершенно
противоположные:
холодное
и
горячее,
горькое
и сладкое, влажное
и сухое
и
тому подобное.
Благодаря
своему уменью
внушать этим
враждебным началам любовь и согласие наш предок
Асклепий,
как утверждают присутствующие здесь
поэты, -
а я
им верю
-
и
положил начало нашему искусству.
{10}
Но значит, кроме врачебного искусства, которое, как я сказал, подчинено
всецело
Эроту,
этот бог
управляет
также
гимнастикой и
земледелием. Что
касается музыки, то каждому мало-мальски наблюдательному
человеку ясно, что
с нею
дело
обстоит точно
так
же, и именно это, вероятно,
хочет
сказать
Гераклит, хотя мысль его выражена не лучшим образом. Он говорит, что единое,
"расходясь,
само с собою сходится",
примером чего служит гармония
лука
и
лиры. Однако очень нелепо утверждать, что гармония
- это раздвоение или что
она возникает из различных начал. Вероятно, мудрец просто хочет сказать, что
гармония возникает из звуков, которые сначала различались по высоте, а потом
благодаря музыкальному искусству друг к другу приладились. Ведь не может
же
возникнуть
гармония
только оттого,
что
один звук
выше,
а другой
ниже.
Гармония -
это
созвучие, а созвучие - это своего рода согласие, а из начал
различных, покуда они
различны
между
собой,
согласия
не
получается.
И
опять-таки,
раздваивающееся и несогласное нельзя
привести в
гармонию, что
видно
и
на примере
ритма,
который создается
согласованием
расходящихся
сначала замедлений и ускорений. А
согласие
во все это
вносит
музыкальное ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Hosted by uCoz