Библиотека

Платон "Пир"


ты
не стал
бы
стыдиться, если
бы считал,
что
делаешь что-то плохо?
- Дорогой мой Агафон, - вмешался в этот разговор Федр, - если ты будешь
отвечать
Сократу,
ему
будет
уже
совершенно
безразлично,
что
здесь
происходит,
лишь бы
у него был собеседник, тем более еще и
красивый. Хоть
мне
и приятно
слушать беседы Сократа, я должен позаботиться о
восхвалении
Эрота и потребовать от каждого из вас речи. Пусть каждый из вас обоих отдаст
сначала
дань
этому
богу,
а
потом
уж
беседуйте
друг с другом
в
свое
удовольствие.
Речь Агафона: совершенства Эрота
- Верно, Федр, - сказал Агафон, - и ничто не
мешает мне начать речь. А
побеседовать с Сократом мне еще не раз представится случай.
Но я хочу
сначала сказать, как
должен
говорить, а уж потом говорить.
Мне кажется, что все мои предшественники не столько
восхваляли
этого бога,
сколько прославляли то счастье и те
блага, которые приносит он людям. Между
тем единственный верный способ построить похвальное слово кому бы то ни было
-
это
разобрать, какими свойствами обладает тот, о
ком
идет
речь, и то,
причиной чего
он
является. Стало быть,
и нам
следовало бы
воздать хвалу
сначала самому Эроту и его свойствам, а затем уже его дарам.
Итак, я утверждаю, что из всех
блаженных богов Эрот
- если
дозволено
так сказать, не вызывания осуждения, - самый блаженный,
потому что он самый
красивый и
самый
совершенный
из них.
Самым красивым
я
называю
его вот
почему. Прежде всего, Федр, это
самый молодой
бог. Что я прав, убедительно
доказывает он сам; ведь он бегом бежит от старости, которая явно не мешкает,
- во всяком случае, она приходит к
нам быстрее, чем нужно. Так вот, Эрот по
природе
своей ненавидит старость
и
обходит
ее
как можно дальше.
Зато с
молодыми он неразлучен, - недаром исстари говорят, что подобное
стремится к
подобному.
Соглашаясь с Федром
во многом другом, я не
согласен с ним, что
Эрот
старше Иапета
и Крона.
Я
утверждаю, что он самый молодой из богов и
всегда
молод,
а
что
касается
тех древних
дел
между богами, о
которых
повествуют Гесиод и Парменид, то причиной их, если эти поэты говорят правду,
была
Необходимость, а
совсем
не Любовь. Ведь
боги
не оскопляли бы
и не
заковывали друг друга и
вообще не
совершали бы насилий, если бы среди
них
был Эрот, а жили
бы в мире и
дружбе,
как
теперь, когда Эрот ими
правит.
Итак,
он
молод и - вдобавок к своей
молодости -
нежен. Чтобы
изобразить
нежность бога, нужен такой
поэт,
как Гомер. Утверждая, например,
что
Ата
богиня,
и притом нежная,
-
по
крайней
мере, стопы
у
нее нежны,
Гомер
выражается так:
{15}
Нежны стопы у нее: не касается ими
Праха земного она, по главам человеческим ходит.
Так вот,
по-моему,
он
прекрасно
доказал ее
нежность,
сказав,
что
ступает
она
не
по
твердому,
а
по
мягкому.
Тем
же
доказательством
воспользуемся и
мы, утверждая, что Эрот нежен. Ведь ходит он не
по земле и
даже
не по головам, которые не так-то уж и мягки, нет, он и ходит и обитает
в
самой мягкой на свете области, водворяясь в нравах и душах богов и людей,
причем не
во всех душах
подряд, а только в
мягких, ибо,
встретив суровый
нрав, уходит прочь, когда же встретит мягкий - остается. А коль скоро всегда
он
касается
и ногами, и
всем только самого мягкого в самом мягком, он
не
может ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Hosted by uCoz