Библиотека
перед
людьми
осведомленными. И похвальное слово
получается красивое и торжественное. Но я-то не
знал такого способа строить
похвальные речи и по
неведению согласился говорить в очередь с
вами. Стало
быть, "язык лишь
дал согласье,
но не сердце,
нет". А на
нет и
суда нет.
Строить свою речь по такому способу я не стану, потому что попросту не могу.
Правду,
однако,
если
хотите, я
с удовольствием скажу вам на свой лад, но
только не
в лад вашим речам,
чтобы
не показаться смешным. Решай же, Федр,
нужна ли тебе еще и такая речь, где об Эроте
будет сказана правда, и притом
в первых попавшихся, взятых наугад выражениях.
Тут Федр и все прочие
стали
просить его,
чтобы он
говорил
так, как
находит нужным.
- В таком случае, Федр, - сказал Сократ, - позволь мне задать несколько
вопросов Агафону, чтобы начать речь, уже столковавшись с ним.
- Разрешаю, - сказал Федр, - спрашивай.
Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом
И Сократ, продолжал Аристодем, начал примерно так:
- Ты показал в
своей речи поистине прекрасный пример,
дорогой Агафон,
когда
говорил,
что прежде надо сказать
о самом Эроте
и его
свойствах, а
потом уже о его делах. Такое начало очень мне по душе. Так вот, поскольку ты
прекрасно и даже
блестяще разобрал свойства Эрота, ответь-ка
мне вот
что.
Есть ли Эрот непременно любовь к
кому-то или нет? Я не спрашиваю, любовь ли
это, скажем, к отцу или матери - смешон был бы вопрос, есть ли Эрот любовь к
матери или отцу, - нет, я спрашиваю
тебя
так, как спросил бы ну, например,
об отце: раз он отец, то ведь он непременно доводится отцом кому-то? Если бы
ты захотел ответить на это правильно, ты бы, вероятно, сказал
мне, что отец
всегда доводится отцом дочери или сыну, не так ли?
- Конечно, - отвечал Агафон.
- И мать точно так же, не правда ли?
Агафон согласился и с этим.
- Тогда ответь еще на вопрос-другой, чтобы тебе легче было понять, чего
я хочу. Если брат действительно брат, то ведь он обязательно брат кому-то?
Агафон отвечал, что это так.
- Брату, следовательно, или сестре? - спросил Сократ.
Агафон отвечал утвердительно.
- Теперь, - сказал Сократ, - попытайся ответить
насчет любви.
Есть ли
Эрот любовь к кому-нибудь или нет?
- Да, конечно.
-
Так вот, запомни это покрепче и не забывай, а пока ответь, вожделеет
ли Эрот к тому, кто является предметом любви, или нет?
- Конечно, вожделеет, - отвечал Агафон.
{18}
-
Когда же
он
любит и вожделеет: когда обладает
предметом любви или
когда не обладает?
- По всей вероятности, когда не обладает, - сказал Агафон.
- А может
быть,
- спросил
Сократ,
- это не
просто вероятность,
но
необходимость, что вожделение
вызывает
то, чего недостает,
а не то, в чем
нет
недостатка?
Мне,
например,
Агафон,
сильно
сдается,
что
это
необходимость. А тебе как?
- И мне тоже, - сказал Агафон.
- Отличный ответ.
Итак,
пожелал
бы,
например, рослый быть рослым, а
сильный сильным?
-
Мы же согласились,
что это невозможно. Ведь
у
того,
кто обладает
этими качествами, нет недостатка в них.
-
Правильно. Ну, а
если сильный,
-
продолжал
Сократ, -
хочет быть
сильным, проворный проворным, здоровый
здоровым и
так далее? В этом случае
можно,
пожалуй,
думать,
что
люди, уже
обладающие какими-то
свойствами,
желают
как раз
того,
чем они
обладают. Так вот, чтобы
не
было
никаких
недоразумений, я рассматриваю и этот случай. Ведь если рассудить, Агафон, то
эти
люди неизбежно должны
уже сейчас обладать упомянутыми свойствами - как
же им
еще и желать
их? А дело
тут вот в чем. Если кто-нибудь
говорит: "Я
хоть и здоров, а хочу быть здоровым, я хоть и богат, а хочу быть богатым, то
есть желаю
того, что имею", - мы вправе сказать ему:
"Ты, дорогой, обладая
богатством, здоровьем и силой, хочешь обладать ими и в
будущем, поскольку в
настоящее время ты
все это волей-неволей
имеешь. Поэтому, говоря: "Я желаю
того, что
у меня есть",
ты говоришь, в
сущности: "Я хочу, чтобы то, что у
меня есть сейчас, было у меня и в будущем". Согласился бы он с нами?
Агафон ответил, что согласился бы. Тогда Сократ сказал:
- А не значит ли это любить то, чего у тебя еще нет и чем не обладаешь,
если ты хочешь сохранить на будущее то, что имеешь теперь?
- Конечно, значит, - отвечал Агафон.
- Следовательно, и
этот человек, и всякий другой желает того, чего нет
налицо,
чего
он не имеет,
что не есть он сам и в чем испытывает
нужду, и
предметы, вызывающие любовь и желание, именно таковы?
- Да, конечно, - отвечал Агафон.
- Ну, а теперь, -
продолжал Сократ, - подведем
итог сказанному. Итак,
во-первых,
Эрот
это всегда
любовь к кому-то или к чему-то,
а ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
|