Библиотека
верный
путь
ко
всему
этому,
должен
начать
с
устремления
к прекрасным
телам в молодости. Если ему укажут верную дорогу,
он полюбит
сначала
одно какое-то
тело
и
родит в нем прекрасные мысли, а
потом поймет, что
красота одного тела
родственна красоте любого другого
и
что если
стремиться к идее прекрасного,
то нелепо думать,
будто красота у
всех тел не одна и та же. Поняв это, он станет любить все прекрасные тела, а
к
тому одному
охладеет,
ибо сочтет
такую чрезмерную
любовь
ничтожной и
мелкой. После этого он начнет ценить красоту души выше, чем красоту тела, и,
если ему попадется
человек хорошей души, но не такой уж цветущий, он
будет
вполне доволен, полюбит его и станет заботиться о нем, стараясь родить такие
суждения, которые
делают юношей
лучше,
благодаря чему невольно
постигнет
красоту нравов и обычаев и, увидев, что
все это прекрасное родственно между
собою,
будет
считать красоту
тела чем-то ничтожным.
От нравов
он должен
перейти
к наукам, чтобы увидеть красоту наук
и, стремясь к красоте
уже во
всем ее
многообразии,
не
быть больше ничтожным и
жалким рабом
чьей-либо
привлекательности, плененным красотой одного какого-то
мальчишки,
человека
или
характера,
а повернуть к
открытому
морю красоты
и,
созерцая
его в
неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и мысли,
пока наконец,
набравшись тут сил
и усовершенствовавшись,
он не узрит того
единственного
знания,
которое
касается
прекрасного,
и
вот
какого
прекрасного... Теперь,
-
сказала
Диотима, - постарайся
слушать
меня как
можно внимательнее.
Кто, наставляемый на
пути любви, будет в правильном порядке
созерцать
прекрасное, тот, достигнув конца этого пути,
вдруг увидит нечто удивительно
прекрасное
по природе, то самое, Сократ, ради
чего и были предприняты
все
предшествующие
труды,
-
нечто, во-первых, вечное, то есть не
знающее
ни
рождения,
ни
гибели,
ни
роста, ни
оскудения, а во-вторых,
не в
чем-то
прекрасное, а
в
чем-то безобразное,
не
когда-то, где-то, для
кого-то
и
сравнительно
с чем-то
прекрасное, а в другое
время,
в
другом месте, для
другого и сравнительно
с другим безобразное.
Прекрасное это предстанет ему
не в виде какого-то лица, рук
или иной части тела, не в
виде какой-то речи
или
знания,
не
в чем-то
другом,
будь то
животное, Земля, небо или
еще
что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие
разновидности прекрасного причастны к нему таким
образом, что они возникают
и гибнут, а его не становится ни больше ни меньше, и никаких воздействий оно
не испытывает. И тот, кто благодаря
правильной
любви к юношам поднялся над
отдельными разновидностями
прекрасного
и начал постигать самое прекрасное,
тот, пожалуй, почти у цели.
Вот
каким
путем
нужно
идти
в
любви -
самому
или
под
чьим-либо
руководством:
начав
с отдельных проявлений
прекрасного,
надо
все время,
словно бы
по
ступенькам,
подниматься
ради самого прекрасного вверх -
от
одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел
к
прекрасным
нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным
учениям, пока не
поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном,
и не
познаешь наконец, что же
это - прекрасное. И в созерцании прекрасного
самого
по себе, дорогой Сократ, - продолжала мантинеянка, - только
и может
жить человек, его
{27}
увидевший.
Ведь ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
|