Библиотека
не
быть
необыкновенно нежным. Итак, это самый молодой
бог и
самый
нежный. К тому же он отличается гибкостью форм.
Не будь он гибок, он не мог
бы всюду прокрадываться и сперва незаметно входить в душу,
а потом выходить
из
нее. Убедительным доказательством
соразмерности
и гибкости
форм Эрота
служит то ни с чем не сравнимое благообразие, которым он,
как все признают,
обладает. Ведь у
любви
и безобразия вечная
распря. А о красоте кожи этого
бога можно судить
по тому, что
живет
он среди цветов. Ведь на отцветшее и
поблекшее
-
будь
то душа,
тело
или что
другое -
Эрот
не
слетит,
он
останавливается и остается только в местах, где все цветет и благоухает.
О
красоте этого
бога сказано уже достаточно, хотя еще
далеко не все.
Теперь надо сказать о его добродетелях, самая главная из
которых состоит
в
том,
что Эрот
не обижает ни богов,
ни
людей
и что ни боги,
ни люди
не
обижают Эрота. Ведь если
он сам
страдает, то не от насилия - Эрота насилие
не
касается, а
если причиняет страдание,
то опять-таки без
насилия,
ибо
Эроту
служат всегда
добровольно, а что
делается с
обоюдного согласия, то
"законы,
эти
владыки
государства",
признают
справедливым.
Кроме
справедливости,
ему
в
высшей
степени свойственна рассудительность.
Ведь
рассудительность
-
это,
по
общему
признанию,
уменье
обуздывать
свои
вожделения и страсти, а нет страсти, которая была бы сильнее Эрота.
Но если
страсти
слабее, чем
он,
-
значит,
они
должны подчиняться
ему, а он
-
обуздывать их.
А если Эрот обуздывает желания и страсти, его нужно признать
необыкновенно рассудительным. Да и в храбрости с
Эротом
"и самому Аресу не
тягаться бы". Ведь не Арес владеет Эротом, а Эрот Аресом, - то есть любовь к
Афродите. А владеющий сильнее того,
кем он владеет,
и значит, Эрот, раз он
сильнее того, кто храбрее всех, должен быть самым большим храбрецом.
Итак,
относительно справедливости, рассудительности и храбрости
этого
бога
сказано, остается
сказать
о его
мудрости.
Ну
что
ж,
попытаемся,
насколько это возможно, не осрамиться
и тут.
Прежде
всего,
чтобы
и
мне
почтить свое искусство, как Эриксимах почтил свое, скажу: этот бог настолько
искусный
поэт,
что способен и другого сделать
поэтом.
Во всяком
случае,
каждый, кого коснется Эрот, становится поэтом, хотя бы "дотоле он и был чужд
Музам".
А это может
нам
служить доказательством, что
Эрот хороший
поэт,
сведущий вообще во всех видах мусических творений. Ведь чего
сам не имеешь,
того и другому не передашь, а чего сам не знаешь, тому и других
не научишь.
А
уж
что
касается
сотворения
всего живого,
кто
станет
отрицать,
что
благодаря мудрости Эрота возникает и образуется все, что живет?
И
мастерство в искусстве и ремеслах -
разве мы не знаем, что те, чьим
учителем оказывается
этот бог, достигали великой славы,
а те, кого Эрот не
коснулся,
прозябали
в
безвестности?
Ведь
искусство
стрельбы
из
лука,
искусство врачевания
и прорицания Аполлон открыл тогда, когда им руководили
любовь и страсть, так что его тоже можно считать учеником Эрота,
наставника
Муз в искусстве,
Гефеста -
в кузнечном деле,
Афины - в ткацком, Зевса - в
искусстве "править людьми и богами".
{16}
Вот почему и дела богов пришли в порядок только тогда, когда
среди них
появилась любовь,
разумеется, любовь к красоте, ибо безобразие не
вызывает
любви. Дотоле, как я уже сказал вначале, среди богов творилось, по преданию,
много ужасных дел, и виною тому было господство Необходимости. А стоило лишь
появиться
этому богу, как из любви к прекрасному возникли всякие блага
для
богов и людей. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
|